Цифровая образовательная среда (ЦОС)

Задача проекта:

создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Главные цифры проекта (к 2024 году):

внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.

Методическое сопровождение проекта "Цифровая образовательная среда"

Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" ориентирован на комплекс мер: - на техническую сторону оснащения школ интернетом высокого качества; - на создание цифровой образовательной платформы, которая станет опорой ученикам, педагогам и родителям в обучении на всех ступенях образования; - на повышение цифровой грамотности и развитие цифровых компетенций всех участников образовательного процесса.

Приведем основные организационные принципы и цели проекта на основании (ИСТОЧНИКа)
Ключевые организационные принципы построения ЦОС

Единство — согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.

Открытость — свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.

Доступность — неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством Интернет, независимо от способа подключения.

Конкурентность — свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.

Ответственность — право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.

Достаточность — соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.

Полезность — формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.

Цели

Для ученика:

расширение возможностей построения образовательной траектории;

доступ к самым современным образовательным ресурсам;

растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

Для родителя:

расширение образовательных возможностей для ребенка;

снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;

повышение прозрачности образовательного процесса;

облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для учителя:

снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;

снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;

повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;

формирование новых возможностей организации образовательного процесса;

формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;

формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;

облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.

Для школы:

повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;

расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;

снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;

расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для региона:

автоматизация мониторинга за образовательным процессом;

оптимизиция коммуникации со всеми участниками;

оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;

повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;

возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия;

сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота.

Для государства:

рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору;

рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;

снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;

повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации;

повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов;

повышение прозрачности образовательного процесса;

оперативность мониторинга за результатами.